Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Alexander V

Как самолет входит в штопор?

Рекомендованные сообщения

воздушный поток срывается с крыла

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

собственно тема...

К своему стыду нахожусь в собачьем состоянии - вроде все знаю (это не сложно), а объяснить толком не могу! :) Действительно срыв потока и прочая нестабильность... Постараюсь найти, жаль времени нет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

для создания подъёмной силы на крыле требуется непрерывное ламинарное обтекание крыла потоком. на низких скоростях и больших углах атаки ламинарное обтекание может переёти в турбулентное. поток закручивается и отрывается от поверхности крыла.

картинка :D :

 

untitled1dp0.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

для создания подъёмной силы на крыле требуется непрерывное ламинарное обтекание крыла потоком. на низких скоростях и больших углах атаки ламинарное обтекание может переёти в турбулентное. поток закручивается и отрывается от поверхности крыла.

картинка :D :

 

untitled1dp0.jpg

 

т.е. получается что самолет может уйти в штопор брюхом или хвостом вниз?

Я просто всегда представлял себе штопор - как вертикально падающий самолет носом вниз.

Приведенный рисунок, больше напоминает флаттер (по моему так не бейте меня), когда самолет при посадке втыкается носом в землю почти перед самой остановкой....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Срыв потока называется каветация.

Штопор бывает разный, может быть "плоский штопор".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Крыло рассчитывается так, что бы скорость потока над ним была больше чем под ним, т.е. давление снизу выше чем сверху и получаем подъемную силу крыла, но если образуется отрыв - сильное разряжение, то по идее наоборот вверх должна сила увеличиваться?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Она может и увеличивается, только стабильность пропадает. Турбулентность дает неравномерность давления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

т.е. получается что самолет может уйти в штопор брюхом или хвостом вниз?

Я просто всегда представлял себе штопор - как вертикально падающий самолет носом вниз.

Приведенный рисунок, больше напоминает флаттер (по моему так не бейте меня), когда самолет при посадке втыкается носом в землю почти перед самой остановкой....

 

Попутал все что можно ;)

Флаттер (англ. flutter - вибрация), самовозбуждающиеся колебания частей летательного аппарата (главным образом крыла и оперения), возникающие при достижении т. н. критической скорости флаттера; может привести к разрушению конструкции. Явление Ф. связано с взаимным расположением центра тяжести и центра жёсткости крыла (оперения) и др. характеристиками данного аппарата.

Короче - если сесть на любой самолет который не расчитан на полеты со сверхзвуковой скоростью и каким-то образом разогнать его до скорости звука - он развалится на части как раз из-за флаттера.

 

 

Штопор - это когда не просто "носом вниз", а еще и сильно вращаясь по спирали. Плоский штопор - это когда самолет падает ПЛАШМЯ вращаясь в горизонтальной плоскости (примерно так недавно упал Ту-154 на Украине).

 

Ну а когда "самолет при посадке втыкается носом в землю почти перед самой остановкой...." - это на слэнге называется "козел". Но никак не флаттер.

Срыв потока называется каветация.

 

КавИтация.

 

И вроде-бы срыв потока никогда не назывался кавитацией. Это больше к гидродинамике относится. Разрушение корабельных винтов и т.п....

 

Кавитация — (от лат. cavitas — пустота) — образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырек захлопывается, излучая при этом ударную волну.

 

Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за разьяснения! А то уже и то, что знал давно забыл! :ninja:

 

И все таки вопрос - о детальных причинах возникновения штопора. Ведь в первой половине 20-го века, пока не научились выходить из штопора, срыв самолета в подобное "вращение" грозил неминуемой гибелью машине, а то и летчику!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Radiohead - так полет носом в низ без кручения не штопор?

Просто хочу разобрать случай полета самолета носом вниз - когда это штопор, а когда нет, и почему? И почему именно из штопора тяжело выводить самолет?

На счет плоского штопора – так вообще не понятно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за разьяснения! А то уже и то, что знал давно забыл! :ninja:

 

И все таки вопрос - о детальных причинах возникновения штопора. Ведь в первой половине 20-го века, пока не научились выходить из штопора, срыв самолета в подобное "вращение" грозил неминуемой гибелью машине, а то и летчику!

 

Ну а что тут обьяснять-то?

ИМХО - все просто. При штопоре (ОСОБЕННО при плоском) - нарушается нормальное обтекание потоком поверхности крыла. И как результат - потеря подьемной силы и самое главное - потеря эффективности всех рулевых поверхностей.

 

Представь что самолет не летит вперед как положено - а падает вертикально вниз. Только падает не носом вниз а "ПУЗОМ" вниз. И при этом еще и вращатся вокруг свой ВЕРТИКАЛЬНОЙ оси (носом очерчивает горизонт). Это и есть плоский штопор.

Ну и какая в таких условиях у самолета будет аэродинамика крыла? А никакая. Не расчитано оно на такие условия обтекания. Ну и рули (верт/гор/элероны/и пр.) соответственно тоже....

 

Так понятней? :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так понятней? :ninja:

Отлично! Спасибо.

Так вот в старые времена жутко боялись штопора! Способ выхода был найден - дать газу, после увеличения скорости полет стабилизировался! Главное было успеть вырулить и не врезаться в землю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну а что тут обьяснять-то?

ИМХО - все просто. При штопоре (ОСОБЕННО при плоском) - нарушается нормальное обтекание потоком поверхности крыла. И как результат - потеря подьемной силы и самое главное - потеря эффективности всех рулевых поверхностей.

 

Представь что самолет не летит вперед как положено - а падает вертикально вниз. Только падает не носом вниз а "ПУЗОМ" вниз. И при этом еще и вращатся вокруг свой ВЕРТИКАЛЬНОЙ оси (носом очерчивает горизонт). Это и есть плоский штопор.

Ну и какая в таких условиях у самолета будет аэродинамика крыла? А никакая. Не расчитано оно на такие условия обтекания. Ну и рули (верт/гор/элероны/и пр.) соответственно тоже....

 

Так понятней? :ninja:

 

А почему двигатель не сдвигает с места самолет при таком падении?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отлично! Спасибо.

Так вот в старые времена жутко боялись штопора! Способ выхода был найден - дать газу, после увеличения скорости полет стабилизировался! Главное было успеть вырулить и не врезаться в землю.

 

Ну в принципе - да. Можно и так.

Но далеко не все пепелацы на такое способны. Да и вообще - для каждого самолета свои методики выхода из штопора. Есть машины которые очень легко (некоторые даже самостоятельно без помощи пилота) выходят из штопора.

А есть машины - коих большинство и среди которых практически ВСЕ пассажирские авиалайнеры которые в случае попадания в штопор уже никогда из него не выйдут....

 

А вообще при штопоре главное ИМХО - попытатся опустить нос самолета что-бы крыло хоть как-то начало нормально обтекатся потоком. Тогда появляется управялемость.

Дальше все просто...

 

Кстати - вспомнил. При исследованиях противоштопорных характеристик Ту-154 к нему сзади приделывали контейнер с тормозным парашютом. После входа в штопор этот парашют выпускали, он останавливал вращение в горизонтальной плоскости и алям. Самолет вылезал из штопора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А с чего вдруг начинает образовываться эта турбулентность?

Есть ли понятие штопора у вертолетов?

И маневр "кобра" по всем описаниям должен создавать самолету неимоверный штопор...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А почему двигатель не сдвигает с места самолет при таком падении?

 

Если у двигателя хватит мощности сдвинуть самолет в горизонтальном вращении - то просто из плоского штопора он переведет самолет в обычный штопор. Тот что по спирали...

 

А вобще на вопрос "почему" - как-бы тебе обьяснить... Дело в направлении вектора тяги и мощности.

 

Если-б у Ту-154 мощность двигателей относительно массы была как у Су-27 (считай единица. вертикально вверх на одних двигателях лететь может), то может он-бы и легко выходил из штопора.

 

Но у авиалайнеров тяговооруженность 0.3-.04 вроде.... 30 тонн тяги на 100 тонн весу. Маловато.

 

Плюс к этому - даже не знаю как обьяснить....

Возми пачку сигарет и положи на стол. Если толкать ее пальцем в узкую грань пачки - она будет двигатся вперед. А теперь попробуй двигать ее вперед толкая ее пальцем в ту-же грань и одновременно вращяя ;)

 

Она по кругу гулять будет :(

 

 

А с чего вдруг начинает образовываться эта турбулентность?

 

У каждого крыла есть максимальный угол атаки. Грубо - угол наклона крыла вверх относительно набегающего потока воздуха. Когда этот угол превышен - возникает срыв потока с носка крыла и соотв. - турбулентность.

 

Есть ли понятие штопора у вертолетов?

 

По моему нет. У вертолетов совершенно другая аэродинамика. И направление тяги винта тоже :D

 

И маневр "кобра" по всем описаниям должен создавать самолету неимоверный штопор...

 

Неимовреной может быть турбулентность а не штопор :D

Она и есть. Только не надо путать крыло Миг-29 и Су-27 (на которых делают всякие кобры и прочие колокола) с крылом Ту-154.

 

Оно там очень хитрое ;)

Скажем так - турбулентности возникающие на закритичекских углах атаки у Су и Миг там можно сказать просчитаны и даже помогают на некоторых режимах пилотажа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По моему нет. У вертолетов совершенно другая аэродинамика. И направление тяги винта тоже :huh:

И плоский штопор там называется режимом авторотации :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И плоский штопор там называется режимом авторотации :P

 

Тогда автожир - это вообще - штопоролетательный аппарат :P

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а разве на авторотации сам фюзеляж ветролёта вращается? :horse:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из всего сказанного - полет вертикально носом вниз, не значит штопор, я правильно вас понял?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из всего сказанного - полет вертикально носом вниз, не значит штопор, я правильно вас понял?

Вертикально носом вниз - это скорее вертикальное пикирование.

 

а разве на авторотации сам фюзеляж ветролёта вращается? :good:

 

По идее - не должен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Основная разница в том, что при пикировании самолет управляем, а при штопоре - не совсем. :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а разве на авторотации сам фюзеляж ветролёта вращается? B)

Авторотация применяется не просто так, а как аварийный режим (чаще всего при отказе двигателей). В зависимости от причин неполадок может и закрутить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... и плюс, при посадке в режиме авторотации турбины вертолета могут оказатся в кабине...

 

З.Ы.

Аторотация, штопор и прочая кавитация это все фигня....

Вы мне лучше на пальцах расскажите что такое ПОМПАЖ двигателя.

Никак вкурить не могу физику явления...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... и плюс, при посадке в режиме авторотации турбины вертолета могут оказатся в кабине...

Это фигня, как и влетающие в кабину аккумуляторы при посадке по-самолетному, если экипаж остался жив.

Аторотация, штопор и прочая кавитация это все фигня....

Вы мне лучше на пальцах расскажите что такое ПОМПАЖ двигателя.

Никак вкурить не могу физику явления...

См. тут

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это фигня, как и влетающие в кабину аккумуляторы при посадке по-самолетному, если экипаж остался жив.

 

Ничего себе фигня. Две турбины с потолка....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах