Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Tavarisch Goodwin

Р.Э. Хайнлайн / Robert Anson Heinlein (1907-1988)

Рекомендованные сообщения

foto.jpg

Страна: США

Родился: 1907-07-07

Умер: 1988-04-08

Официальный сайт Роберта Хайнлайна: www.nitrosyncretic.com/rah

Премии и полная библиография: http://www.fantlab.ru/autor4

Краткая биография:

 

 

heinlein01.jpg

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в небольшом городке Батлер (штат Миссури) и стал шестым ребёнком в семье Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лиль Хайнлайн. Вскоре после его рождения семья переехала в Канзас-Сити, штат Миссури. Хайнлайн закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, затем сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Хайнлайн был образцовым кадетом, он являлся чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Прослужив пять лет на эсминцах, затем на авианосце «Лексингтон» — в качестве офицера-артиллериста, вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья, когда у него обнаружили туберкулёз.

После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (математика и физика); но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он сменил множество специальностей, включая должность риэлтора недвижимого имущества и служащего серебряных копей. Позднее он вступил в движение Э. Синклера «НЕТ — бедности в Калифорнии!», популярной в начале 1930-х годах в Калифорнии. Когда же Синклер баллотировался губернатором от Демократической партии, Хайнлайн активно участвовал в этой провальной кампании. В 1938 году он сам баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, но вновь неудачно.

Позднее Хайнлайн стыдился своих социалистических идеалов. В 1954 году он писал: «Множество американцев заявляют, что МакКарти создал царствование террора. Вы этим испуганы? Я — нет, и я имею в моем прошлом много политической деятельности, которая была гораздо левей позиций сенатора МакКарти». Первый его рассказ «Life-Line» («Линия жизни») был опубликован в августовском номере журнала «Поразительная научная фантастика» за 1939 год, который выпускал Джон Вуд Кемпбелл. В 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон-41), проходивший в Денвере, в качестве почётного гостя (также Хайнлайн был почётным гостем Уорлдконов 1961 и 1976 годов). Во время войны Хайнлайн желал вступить во флот, но был комиссован и оказался вместе с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВВС в Аннаполисе. В 1947 году Хайнлайн во второй раз развёлся и в следующем году женился на Вирджинии Герстенфельд, в браке с которой прожил оставшиеся 40 лет своей жизни.

В 1953—1954 годах чета Хайнлайнов предприняла первое своё кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»).

Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали «Лигу Патрика Генри» (1958) и в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Гол-дуотера. (В архиве Хайнлайна сохранились и две большие апологии МакКарти). Однако не следует считать Хайнлайна ортодоксом-консерватором: в этот период он впервые открыто пытается совместить своё либертинство с традиционным правом. Хайнлайн стал последовательным борцом с предрассудками и потому крайне негативно относился к любым попыткам классифицировать его идеологию (включая и либертинство).

Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки являются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения, при этом превосходно зная мир взрослых. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздная пехота» не был отклонён редакцией как «слишком спорный». Тогда Хайнлайн смог отказаться от амплуа «писателя для тинэйджеров» и смог идти своим собственным путём. Начиная с 1961 года он публикует книги, радикально расширившие границы НФ-жанра, начиная с самого известного его романа — «Чужака в земле чужой» (1961) и далее — «Луна жёстко стелет» (1966), который считается вершиной его творчества. Признанием его заслуг является приглашение телевидения комментировать в прямом эфире высадку на Луну в 1969 году.

Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти. Десятилетие 70-х началось для него с перитонита, крайне опасного для жизни, излечение потребовало более двух лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что мог работать, в 1973 году Хайнлайн создаёт роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга», в котором появились множество сюжетов, разрабатываемых им в позднем творчестве. В середине 70-х он получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» и вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови и стал почётным гостем на Третьем мировом конгрессе НФ в Канзас-Сити (1976).

Отпуск на Таити в 1978 году окончился тяжелым приступом ишемической болезни сердца. Он перенёс одну из первых операций коронарного шунтирования. В том же году он был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям. Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать в 1980 году, так что он успел опубликовать ещё пять романов. Он умер во сне от последствий эмфиземы 8 мая 1988 года, во время начальной стадии работы над романом «Мир как миф». Несколько его работ, включая интервью, переписка и ранние литературные опыты были изданы посмертно.

 

 

Статья Андрея Балабухи про жизнь и творчество Р.Э.Хайнлайна

 

 

200px-Heinlein-face.jpg

Демократия любит пышные титулы -- слабость, подмеченная еще Александром Дюма-отцом. Вот и американским писателям-фантастам чего-то не хватало в ежегодной премии "Небьюла" учрежденной ими в 1966 году с легкой руки тогдашнего секретаря- казначея ассоциации Ллойда Биггла-младшего. Понадобилось десять лет, чтобы понять -- титула. Литературных премий много. Даже в фантастике: "Хьюго", "Небьюла", "Юпитер" -- не говоря уже о менее известных и престижных... И на свет божий явился новый, шестой разряд "Небьюлы", присуждаемый за общий вклад в НФ, за дело жизни, -- Великий Мастер. 26 апреля 1975 года по единогласному решению первым. Великим Мастером стал Роберт Энсон Хайнлайн. "Не было ни дискуссий, ни сомнений, -- вспоминал впоследствии Айзек Азимов, -- это было столь же естественно, как избрать Джорджа Вашингтона Президентом".

"Боб Хайнлайн был не просто известным писателем-фантастом, -- утверждал Фредерик Пол. -- В течение десятилетий он определял современную НФ". "Как Моисей, он вывел научную фантастику в страну обетованную", -- подытожил деятельность Хайнлайна писатель, критик и преподаватель НФ Джеймс Ганн. Из подобных оценок можно было бы составить все предисловие, не затратив ни малейшего труда.

Но это только оценки. Итоги. А предшествовала им -- жизнь.

Роберт Энсон Хайнлайн родился 7 июля 1907 года в маленьком городке Батлере, расположенном на западе штата Миссури, полутора десятках миль от границы с Канзасом. Он был шестым из семи детей Рекса Айвора Хайнлайна и Бем Лиль Хайнлайн. Вскоре после его рождения Хайнлайны переехали в Канзас-Сити, где отец будущего писателя устроился в Мидлендскую компанию сельскохозяйственных машин. Впрочем, самое большое влияние на становление личности мальчика оказал не отец, а дед по матери -- доктор Альва Э. Лиль, врач-терапевт, практиковавший в Батлере. Именно он научил Роберта играть в шахматы раньше, чем тот научился читать ("Ничто так не развивает ум, и не воспитывает логику мышления, как шахматы", -- любил повторять доктор Лиль); он же привил внуку и любовь к чтению, уважение к точным наукам, а главное -- сумел заронить в его душу семена тех человеческих качеств, которые впоследствии Хайнлайн передал многим своим героям: энергичность, мужество, способность к полной самоотдаче, чувство долга, целеустремленность и здравый смысл. Воспитание Хайнлайн получил: строгое, как это принято в домах методистов: праздность считалась грехом, безусловно, запрещалось употребление алкоголя, нельзя было танцевать, играть в карты (хотя для карточных фокусов колоду Роберту все-таки купили); пуританским, естественно, было и отношение к сексу. Правда, со временем многие из этих правил Хайнлайн стал нарушать -- не только герои его книг, но и сам он, повзрослев, мог и выпить, и сыграть партию в покер, танцевать же попросту полюбил. Но ведь это внешние проявления. А вот заложенная тогда, в детстве, внутренняя моральная основа осталась на всю жизнь.

В Канзас-Сити он закончил Гринвудскую школу и поступил в университет Миссури, а по окончании курса сдал вступительные экзамены в Военно-морскую академию США в Аннаполисе. Это было непросто: американская система отбора абитуриенток для академии ВМФ чрезвычайно сложна. В отличие от гражданских институтов и университетов, куда желающие просто посылают по почте заявления, здесь нужно заручиться рекомендацией кого-либо из конгрессменов или сенаторов (каждый из них имеет право ежегодно рекомендовать одного человека; правом рекомендовать семь кандидатов наделен лишь президент). Но и рекомендация -- вовсе не пропуск в академию, а лишь право быть допущенным ко вступительным экзаменам.

RAH_1929_Yearbook.png

Хайнлайну удалось заручиться нужным ходатайством, экзамены он сдал блестяще, и начались годы жизни в Банкрофт-Холле, общежитии гардемаринов, названном так в память дипломата и историка Джорджа Банкрофта, основавшего академик в кратковременную бытность свою в 1845-1846 годах государственным секретарем по военно-морским делам. Хайнлайн был образцовым кадетом -- хотя с 1902 года курсантов академии именовали гардемаринами, но в быту старое словечко, освященное более чем полувековой традицией, еще жило; более того, два десятилетия спустя оно возродится в романе Хайнлайна "Космический кадет" (1948), пронизанном чуть ностальгическими воспоминаниями сорокалетнего писателя о курсантских временах в Аннаполисе... Успешно изучать обязательные дисциплины. Хайнлайну было мало. Он стал еще и чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Окончил он двадцатым из выпуска в двести сорок три человека. Теперь он мог с гордостью носить на груди значок, а на пальце -- золотое с синим кольце выпускника Аннаполиса.

Флотская карьера Хайнлайна, увы, оказалась недолгой. Всего пять лет прослужил он -- сначала на эсминцах, а потом на борту самого современного по тем временам авианосца "Лексингтон" -- в качестве офицера-артиллериста, а потом по состоянию здоровья пришлось уйти в отставку. У него обнаружили туберкулез.

Подлечившись, он изучал физику в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, потом работал на серебряных рудниках, был агентом по продаже недвижимости, обращался к политике.., Неудача на последнем поприще -- он не прошел в Законодательное собрание Калифорнии -- заставила его, в поисках заработка, обратиться к литературе.

Первый же рассказ -- "Линия жизни" -- был опубликован 3 августовском номере за 1939 год журнала "Поразительная научная фантастика", который выпускал фантаст, критик и издатель Джон У. Кемпбелл, легендарная личность в истории американской НФ. Кемпбелл заплатил Хайнлайну за "Линию, жизни" семьдесят долларов, что показалось начинающему фантасту вполне приличным заработком за те шесть дней, что работал он над рассказом. Впрочем, по тем временам так оно и было. В Аннаполисе Хайнлайн получал, например, пятьсот долларов в год... С тех пор он, по собственным словам, "никогда больше не искал честного заработка".

И, как уверяют любители и критики, именно тогда было положено начало золотому веку американской НФ. Творцами этого Золотого века были фантасты, сгруппировавшиеся вокруг Кемпбелла и его журнала, -- Альфред Ван Вогт, Лайон Спрэг де Камп, Теодор Старджон, Пол Андерсон, Лестер дель Рей, Айзек Азимов. И конечно Роберт Энсон Хайнлайн. Уже после публикации нескольких первых рассказов (за "Линией жизни" последовали "Реквием", "Взрыв всегда возможен", "Дороги должны катиться", "Логика Империи") он стал признанным лидером и законодателем мод. Вот как формулирует это Айзек Азимов:

"Понадобилось совсем немного времени, чтобы поток рассказов Хайнлайна сделал ясным: вся фантастика может быть разделена на две части: первая -- Хайнлайн, вторая -- все остальное", "Его роль в нашей области, -- утверждал Роберт Сильверберг, -- подобна роли Хемингуэя в реалистической литературе. Потрясающий технический новатор, преобразователь и творец форм, Хайнлайн показал, какой может и должна быть фантастика. Никто из пишущих художественную литературу после 1927 года или около того не может не принимать во внимание теории и практики Хемингуэя, не рискуя при этом показаться архаичным и до невозможности наивным. И никто после 1941 года не написал первоклассной фантастики без понимания теоретического и практического вклада Хайнлайна".

В 1939-1940 годах Хайнлайн жил на Западе, в Калифорний, где сложился кружок фантастов, сплотившихся вокруг библиотеки "Манана". В него входили писатели, чьи имена хорошо: известны не только в США, но и нашим поклонникам жанра, -- Эдмонд Гамильтон и Энтони Бучер, сам Хайнлайн, Генри Каттнер и Клив Картмилл; впоследствии Бучер увековечил это общество в своем романе "Ракета к Моргу". Уже в эти первые роды литературной деятельности Хайнлайн выработал свою систему работы: что бы ни случилось, он писал по четыре страницы текста -- изо дня в день, с того момента, как созрел замысел, и ею тех пор, пока не заканчивал рассказ или роман. Потом он правил текст -- правил жестоко, иногда сокращая на треть и даже больше. Все те же целеустремленность и самоотдача, которые воспитал в нем доктор Альва Ж. Лиль...

Ранние рассказы и романы Хайнлайна ("Если это будет продолжаться...", 1940; "Пасынки Вселенной", 1941; "Дети Мафусаила", 1941; первые два знакомы читателю в нашей стране) образовывали единую серию "История будущего". Хайнлайн повесил у себя в кабинете схему этой истории, каждый из узлов которой становился сюжетом очередного произведения. Позже Кемпбелл опубликовал эту схему в "Поразительной научной фантастике"; к немалому огорчению любителей НФ, многие рассказы, обозначенные на схеме, так никогда и не были написаны... Но и без них картина "Истории будущего" оказалась достаточно впечатляющей (выше приведены лишь примеры, отнюдь не исчерпывающие перечень). И потому неудивительно, что в 1941 году Хайнлайн был приглашен на Всемирный конвент научной фантастики (Уорлдкон- 41), проходивший в Денвере, в качестве почетного гостя -- случай первый, но не последний. К участию в Уорлдконах Хайнлайн опять-таки относился серьезно, каждый раз готовил программную речь, посвященную природе и задачам фантастики, и держал там, как говорится, открытый дом в апартаменты, которые он занимал в отеле, в любое время мог прийти любой из коллег или любителей НФ, зная, что будет встречен как жданный гость. И это было не просто данью вежливости и хорошему воспитанию, а проявлением все того же чувства ответственности -- на этот раз перед читателями. Хайнлайн поставил себе за правило отвечать на каждое; присланное ему письмо, ставить автограф на любую присылаемую книгу, потому что все это были разные способы общения с Читателем.

Но сорок первый год принес не только литературные успехи; 12 декабря японская авиация совершила сокрушительный налет на, Перл-Харбор, вовлекший США во вторую мировую войну. Естественно, Хайнлайн, с его чувством долга, попытался вернуться на флот. Ему было отказано. И тогда... Но по порядку.

250px-Heinlein-decamp-and-asimov.jpg

Не знаю, принадлежит ли эта идея Хайнлайну, или его однокашнику по Аннаполису лейтенант-коммандеру Скоулсу, или Джону Кемпбеллу. Похоже, в той или иной степени замешаны все трое, хотя Спрэг де Камп утверждает, что идея посетила все- таки именно Скоулса и могла бы быть сформулирована примерно так: "А почему бы не собрать воедино несколько фантастов -- из тех, кто имеет техническое образование, естественно, -- и посмотреть, что смогут сделать на практике эти изобретатели лучей смерти, роботов и звездолетов". В итоге в стенах Экспериментальной станции морской авиации в Филадельфии собрались три писателя: офицер ВВС Спрэг де Камп и гражданские специалисты Роберт Хайнлайн и Айзек Азимов. Кстати, в качестве гостей (не почетных -- деловых) там за время войны побывали Джек Уильямсон и Артур Кларк, служивший в королевских ВВС... Они занимались борьбой с обледенением самолетов на больших высотах, разработкой аппаратуры слепой посадки и компенсирующих гермокостюмов, прообразов и прототипов будущих космических скафандров. Замечу, что идею одного из них Хайнлайн позаимствовал из фантастического рассказа Эдмонда Гамильтона "Саргассы в космосе" (1931), а другой, разработанный Спрэгом де Кампом, несколько лет спустя был использован при съемках фантастического фильма по роману Хайнлайна "Место назначения -- Луна".

Но, естественно, литература в военные годы отступила на второй план.

Здесь же, на Экспериментальной станции, Хайнлайн познакомился с молодым лейтенантом ВМС Вирджинией Дорис Герстенфилд. К тому времени он уже понял, что первый брак (в середине тридцатых годов он женился на Лесли Макдональд, чему обязан, кстати, своим происхождением один из его псевдонимов -- Энсон Макдональд) при всем желании не назовешь удачным. И дело было не только в несходстве характеров и интересов. Хуже другое: Лесли пила, и Хайнлайн ничего не мог с этим поделать. Методистское воспитание заставляло его тянуть с разводом до последнего, но на десятом году их совместной жизни Лесли спилась окончательно, и брак все-таки распался. А в 1948 году Хайнлайн женился вторично, как вы уже догадались, на Вирджинии Герстенфилд -- изящной женщине, которая к тому же не только была биохимиком по образованию, но еще и занималась культуризмом, работала инженером-испытателем в авиации и свободно владела семью языками. Этот союз оказался уже на всю жизнь.

Послевоенные годы жизни Хайнлайна не были богаты внешними событиями. Он много писал, подтверждая своей практикой слова Жюля Ренара: "Талант -- вопрос количества. Талант заключается не в том, чтобы написать гениальную страницу, а в том, чтобы написать их триста". Результаты говорят сами за себя: за сорок два года своей литературной деятельности Хайнлайн написал пятьдесят четыре книги -- романы и сборник повестей и рассказов. Причем оказался первым американским фантастом, кому литературный успех позволил стать профессиональным писателем, то есть жить на доходы, приносимы исключительно его книгами.

Четырежды он удостаивался премии "Хьюго", учрежденной любителями НФ в 1953 году: за романы "Двойная звезда" (1956), "Межзвездные ландскнехты" (1959; прем. 1960), "Чужак в стране чужой" (1961; прем. 1962) и "Луна -- дама с, норовом" (1966; прем. 1967). Про признание его Великим Мастером "Небьюлы" я уже говорил.

Единственный из американских писателей-фантастов, Хайнлайн трижды приглашался на Уорлдконы в качестве почетного гостя -- как вы помните, в 1941-м, а также в 1961 и 1976 годах.

Сам Хайнлайн считал своим звездным часом 20 июля 1969 года, когда его пригласили на Си-Би-Эс-Ньюс комментировать первую в истории человечества высадку на другую планету -- посадку "Игла" на Луну и первые шаги Нейла Армстронга по поверхности ночного светила.

Даже свои несчастья Хайнлайн умудрялся заставлять служить делу. С тех самых пор, как ему пришлось выйти в отставку, он часто болел, с годами -- все серьезнее. Он перенес несколько операций, ему неоднократно приходилось делать переливание крови, а он к тому же обладал редкой группой. Правда, в его романах нет и намека на эти печальные обстоятельства жизни автора -- его герои всегда исполнены силы и оптимизма. Но однажды, выйдя из госпиталя после очередного курса лечения, он написал монографию, призывающую к созданию местных банков крови. Призыв был услышан. А все американские конвенты любителей НФ с тех пор включают специальную программу "Кампания по сдаче крови имени Роберта Хайнлайна"...

Впрочем, невзирая на болезни, жизнь Хайнлайна оказалась долгой. Он умер во сне ясным воскресным утром 8 мая 1988 года на восемьдесят первом году жизни. "Великий писатель, необыкновенный человек, -- писал в некрологе Роберт Сильверберг, -- в нашей области не было никого, хотя бы отдаленно его напоминающего. В мире НФ многие во многом с ним не соглашались. Но не сыщется тех, кто не уважал бы его. А многие -- и я в том числе -- вплотную подошли к его почитанию".

Об отношении читателей к Хайнлайну свидетельствует такой факт: к моменту его смерти из пятидесяти четырех его книг сорок четыре находились на разных стадиях очередного переиздания. В стране, где не издается то, что не покупается, это более чем показательно. А по данным опросов читательского мнения вроде тех, что были проведены газетой НФ "Локус" в 1973 и 77 годах, Хайнлайн неоднократно провозглашался "лучшим автором всех времен". Вот вам и еще один пышный титул!

В речи, произнесенной по случаю вручения премии "Завтра начинается здесь", Хайнлайн говорил, что "все лучшее устремляется к звездам, а остальное остается здесь".

Писать о Хайнлайне одновременно и легко и трудно. Легко -- потому что его жизнь уже сделана, а творчество завершено и теперь можно описывать и исследовать их сколько угодно, зная что меняться могут лишь мнения и оценки, но никак не объект рассмотрения. Трудно -- потому что даже этот, в общем-то довольно солидный, том являет собой лишь -- приблизительно -- двадцать седьмую долю написанного Хайнлайном. Даже если приплюсовать не вошедшие в сборник, но переведенные у нас произведения писателя, получится ненамного больше, что-то около семи процентов. Да и с ними не все обстоит гладко: прекрасный роман "Если это будет продолжаться...", например, издан у нас в таком усеченном виде, что делается до слез жаль автора, и ни в чем не повинного переводчика. Рассуждать же о произведениях, читателю неизвестных, которые, может, и станут ему доступны, но бог весть когда, -- то же самое, что, раздразнив у человека аппетит, предложить ему потом вместо бифштекса кукиш. Вряд ли такое занятие рационально, Не говоря уже о его более чем сомнительной этичности.

И потому в нашем сегодняшнем разговоре поневоле приходится ограничиться лишь попыткой в нескольких словах наметить общие контуры того литературного явления, которое зовется мирами Роберта Хайнлайна.

В первом приближении все сделанное им можно разделить на три этапа. Конечно, деление это условно, границы размыты, при желании можно до хрипоты спорить, относится ли какой-нибудь его роман к той или иной области... Но и такая очень грубая схема все же облегчает понимание.

Итак, сперва -- ранний Хайнлайн. Один из отцов-основателей золотого века американской НФ, друг и литературный союзник Джона У. Кемпбелла. А это значит -- автор самой что ни на есть "твердой", научной в полном смысле слова фантастики. Правда, в отличие от предыдущего периода, символом которого был Хьюго Гернсбек, кемпбелловский клан в НФ интересовали не столько научные предсказания, фантастические изобретения или открытия сами по себе, сколько их социальные последствия. Однако фантастическая идея пока еще чуждалась условности, она была конкретна и продуманна -- порой буквально на уровне инженерного расчета.

Хайнлайн стал в этой области законодателем мод ("В три феноменальных года он полностью преобразил наше понимание того, как следует писать фантастику, и эта трансформация оказалась необратимой", -- признавался Роберт Силверберг) благодаря тому, что в старые гернсбековские мехи влил новое вино -- свой, хайнлайновский стиль.

Язык его книг был результатом мастерского смешения сленга, сочной народной афористичности, вынесенной им еще из детства, из Батлера, с берегов Миссури (недаром его любимым писателем всю жизнь оставался Марк Твен), и того технарского жаргона, который называют "инженеритом". А его герои из чудаковатых, а то и вовсе сумасшедших яйцеголовых ученых и картонных опереточных злодеев превратились в людей действия, но действия мыслящего, в тех, кто одинаково легко управляется с винтовкой и логарифмической линейкой. И, наконец, изображенное им будущее, благодаря продуманности социальной модели и деталировок, с одной стороны, и живости языка, с другой, оказалось на удивление достоверным, реальным и представимым.

Этот ранний период включает в себя всю серию "История будущего", представленную в нашем сборнике рассказами лунного цикла" ("Как здорово вернуться!" и "Угроза с Земли") и повестью "Ковентри", примыкающей -- не сюжетно, а по модели фантастического мира -- к роману "Если это будет продолжаться...". Кроме того, к раннему периоду относятся и романы, подписанные псевдонимом Энсон Макдональд: "Шестая колонна" (1941), "За этим горизонтом" (1942) и некоторые другие. Переиздаваться эти книги продолжают по сей день, но работать в этом направлении Хайнлайн практически перестал вскоре после войны. Хотя своей актуальности эти произведения отнюдь не потеряли. Да, короткая повесть "Взрыв всегда возможен" (1940) по своему техническому антуражу выглядит сегодня архаично, но не надо забывать, что написана она была за два года до пуска первого ядерного реактора, за пять лет до Хиросимы и за четырнадцать -- до пуска первой атомной электростанции в Обнинске.

Зато в главном его прогноз оказался верен: катастрофы на АЭС "Тримайл-Айленд" и в Чернобыле происхождением своим были обязаны не столько порокам конструкции, сколько тому, то ныне принято называть "человеческим фактором".

Конечно, говорить о прогностической функции "Пасынков Вселенной" не приходится: до звездных экспедиций нам еще куда как далеко. Но зато для НФ роман этот стал эпохальным, ибо в нем впервые была высказана идея звездолета со сменяющимися поколениями. Впоследствии она разрабатывалась во множестве фантастических произведений, из которых упомяну лишь "Поколение, достигшее цели" Клиффорда Саймака, "Магелланово Облако" Станислава Лема и "Нон-стоп" Брайена Олдисса.

Следующий, зрелый период творчества Хайнлайна распадайся на два потока. В 1947 году он выпустил в свет роман для подростков "Ракетный корабль "Галилей"". Потом посыпались "Космический кадет" (1948), "Красная планета" (1949), "Фермер в небе" -- (1950). И так по книге в год. Закончилась эта серия романом "Будет скафандр -- будут и путешествия" (1958). По внешним признакам это были юношеские приключенческие книжки. Но не случайно Пол Андерсон утверждал, что эти книги "помогли воспитать целое поколение, доставляя в то же время не меньшее удовольствие взрослым читателям, -- и этот процесс продолжается" по сей день. Потому что в этой серии Хайнлайн ненавязчиво, между строк сумел показать процесс превращения подростка в мужчину и то, каким этот мужчина должен быть. Возникающий в каждом из этих романов вроде бы на периферии, на самом краю поля зрения образ отца, старшего вообще, но такого старшего, который знает, что и как надо делать, дабы не прерывалась связь поколений, не разверзлась между ними пропасть непонимания, этот образ, по-моему, не только самый удачный, но и самый важный в творчестве писателя. Не случайно некоторые книги этой вроде бы подростковой серии критики называют лучшими в творчестве Хайнлайна в целом.

Параллельно Хайнлайн продолжает писать романы, обращенные непосредственно ко взрослому читателю. Впрочем, подростки могут читать их с не меньшим успехом. Этот ряд начинается "Кукольниками" (1951) и включает в себя "Двойную звезду" (1956), "Дверь в Лето" (1957) и другие. "Дверь в Лето" достаточно типична для него, а многие критики считают, что она является самым мягким, лиричным и светлым романом, когда-либо написанным Хайнлайном.

И, наконец, последний период, который условно -- как и все предыдущие -- можно назвать "поздним Хайнлайном". Он начинается романом "Межзвездные ландскнехты". Хотя, как я уже говорил, он был удостоен "Хьюго", но одновременно критики обвинили его в милитаризме, воспевании культа силы и прочих смертных грехах. А следующий роман -- "Чужак в стране чужой", также получивший "Хьюго", -- стал несколько лет спустя, во время "студенческой революции" шестидесятых годов, едва ли не культовой книгой американских хиппи. Хайнлайну даже пришлось обнести забором свой дом в Санта-Крус, чтобы оградить себя от орды длинноволосых почитателей, жаждавших сделать Хайнлайна своим гуру.

Из романов позднего периода назову еще "Дорогу славы" (1963), "Фригольд Фарнхэма" (1964), "Луна -- дама с норовом", "Не убоюсь греха" (1970) и "Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга" (1973), в котором вновь появляется этот полюбившийся еще со времен "Детей Мафусаила" персонаж. Но не буду плодить перечислений. Последний роман Хайнлайна -- "Плыть под парусом после заката" -- увидел свет к восьмидесятилетию писателя и, как и многие предыдущие, вошел в список бестселлеров "Нью-Йорк таймс". Ни мастерства, ни популярности с возрастом Хайнлайн не потерял.

Хотя в отставку он вышел всего-навсего лейтенантом, друзья всю жизнь называли Хайнлайна адмиралом, и в этом была лишь доля шутки, причем доля, с годами все уменьшающаяся. Потому что он стал адмиралом от фантастики. Если Колумб добился от Фердинанда и Изабеллы титула Адмирала Моря-Океана, то Хайнлайн вполне мог бы претендовать на титул Адмирала Звездных Морей. И жаль, что никто не успел назвать его так при жизни.

 

 

 

 

 

Хотелось бы узнать есть ли на форуме поклонники этого американского отца НФ?

Сейчас кстати "Эксмо" выпускает новое собрание сочинений. Хотелось бы услышать также мнение о нем: как переводы, каков состав серии, что еще не вышло. Мне самому не очень понравился в 3 томе перевод "Луны": классический вместо более бодрого "Луна жестко стелет".

Хотелось бы также обсудить жизнь грандмастера, его награды. Хайнлайн - один из лидеров, насоколько мне известно, по количеству и "качеству" полученных литературных премий. Еще можно упомянуть посещение СССР и комментирование высадки на Луну.

Мои любимые произведения GM НФ:

"Луна жестко стелет", "Реквием", "Кукловоды", "Double star"(в разных переводах русскоязычное название романа звучит по-разному), "Дверь в лето", "Тоннель в небо", "Звездный десант", "Чужак в стане чужих", а из позднего, пожалуй, "Достаточно времени для любви"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неплохая тема.

Очень давно читал "Кукловоды" и "Звёздный десант", понравилось.

Где можно скачать его произведения?

 

Хмм..

Нашёл приличный ресурс

http://www.fenzin.org/library/author/968

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Читал давно Уолдо,но не очень понравилось,надо ченит другое почитать(а ресурс есть хороший lib.aldebaran.ru)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дедушка Хайнлай один из столпов англоязычной НФ, на ряду с Азимовым и Кларком, что тут еще можно сказать... Классика :lol:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дедушка Хайнлай один из столпов англоязычной НФ, на ряду с Азимовым и Кларком, что тут еще можно сказать... Классика <_<

Я читал, что и Азимов, и Кларк признавали его лидерство в этой "англо-американской тройке". Да и титула "Грандмастера" он первым удостоился.

Неплохая тема.

Очень давно читал "Кукловоды" и "Звёздный десант", понравилось.

Где можно скачать его произведения?

 

Хмм..

Нашёл приличный ресурс

http://www.fenzin.org/library/author/968

На торрентс.ру есть кое-что в формате аудиокниг, правда мне самому аудиокниги не очень нравятся.

Читал давно Уолдо,но не очень понравилось,надо ченит другое почитать(а ресурс есть хороший lib.aldebaran.ru)

Уолдо - это для тех, кто уже оценил его гений :unsure: . Вы бы еще с "числа зверя" начали. Поздний Хайнлайн - это для фанатов и тех, кто читал многое из раннего. В поздних романах мало фантастики и много философии. Начните со " Звездного десанта", "Тоннеля в небе" или рассказов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На торрентс.ру есть кое-что в формате аудиокниг, правда мне самому аудиокниги не очень нравятся.

Мне тоже. Как то они урезают полёт фантазии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Gooodvin,

А я что где-то написал, что он был менее талантлив чем Кларк и Азимов? о_О

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Gooodvin,

А я что где-то написал, что он был менее талантлив чем Кларк и Азимов? о_О

Да нет. Я просто вспомнил эту фразу откуда-то и счел нужным упомянуть :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Читал "Дети Мафусаила" - очень сильно понравилось, ну и "Звездный десант" на 4+

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Какие у кого любимые персонажи?

Мои, пожалуй, Майк и Мануэль из романа "Луна жестко стелет"("в др. переводах - "Луна - жестокая хозяйка", "Восставшая Луна"). Жаль все-таки что Майка не воскресили в "Коте....", я так ждал :bang:

И еще разумеется Харриман! Такое чувство Р.Э.Х. себя воплотил в этом образе. Один -во лоте, другой в космосе. Ценой жизни персонаж смог добиться в принципе того, что сделать не позволило автору здоровье....

Читал "Дети Мафусаила" - очень сильно понравилось, ну и "Звездный десант" на 4+

Прочтите еще рассказ "Неудачник", там Либби появляется в первый раз. А Лазарь Лонг - это тоже супер-персонаж, харизматичный такой, личность одним словом, причем вечная :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Читал "Звёздный десант" (она же "Звёздные рейнджеры"), "Двойная звезда", "Марсианка Подкейн", "Пасынки вселенной", "Гражданин галактики" - очень понравилось. Последнее, правда, немного меньше.

 

У него превосходный стиль. Всё так политично... В каждом рассказе есть твёрдый лидер, наставник, везде социальные темы. В моём вкусе. Хотя настоящим политикам до Хайнлайновских далеко, во многом поэтому мир несовершенен))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Недавно Эксмо выпустило крайне необычный проджект, итересный для любителей творчества данного автора.

Выпущен роман, аннонсированный, как "последний роман Хайнлайна". Писатель умер, книга осталась незавершенной, но уже позднее Спайдер Робинсон(без понятия кто это) завершил.

Прошу выразить свое мнение тех, кто читал. Сам я книгу уже приобрел, но руки дойдут нескоро...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Недавно Эксмо выпустило крайне необычный проджект, итересный для любителей творчества данного автора.

Выпущен роман, аннонсированный, как "последний роман Хайнлайна". Писатель умер, книга осталась незавершенной, но уже позднее Спайдер Робинсон(без понятия кто это) завершил.

Прошу выразить свое мнение тех, кто читал. Сам я книгу уже приобрел, но руки дойдут нескоро...

 

Слышал что Хайнлайн написал всего где-то 2 станицы(точно не помню),то есть вроде как основной сюжет только,а вот тот товарищ всё дописал.Боюсь что получится как с Дюной,так что читать не буду

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

C.Razy, ваши данные не совсем верны. Я полазил по рунету - вроде бы не все так плохо :)

s_pic_3016_1.jpg

http://www.mirf.ru/News/Robinson_dopisal_Hainlaina_3016.htm

 

Популярный фантаст, лауреат многих премий Спайдер Робинсон рассказал журналистам SCI FI Wire, что только что закончил новый роман «Переменная Звезда» (Variable Star), в основе которого черновые наброски легендарного американского писателя Роберта Хайнлайна.

 

Хайнлайн составил детальный план этого романа еще на заре своей писательской карьеры, в далеком 1955 году. В те годы Хайнлайн писал книги преимущественно для юношеской аудитории. Герой романа – молодой человек, чья любовь окончилась катастрофой, из-за чего он решил отправиться в далекое космическое путешествие.

По словам Робинсона, черновик великого фантаста состоит из 7 страниц, напечатанных на машинке шрифтом в 10 пунктов через один интервал, а также кучи рукописных карточек. «Увы, но последняя страница кончается оборванным предложением, поэтому, неизвестно, сколько всего было листов и сколько из них утеряно навсегда…».

 

После смерти в 2002 году Вирджинии Хайнлайн, бумаги покойного писателя разбирал архивариус Билл Паттерсон, который обнаружил черновик недописанного романа и заметки к нему. Весть об открытии обнародовали на Worldcon-2003, где и была достигнута договоренность с Робинсоном, что именно он возьмется дописывать книгу классика мировой фантастики. «Я всегда был страстным почитателем Хайнлайна, и стать его соавтором для меня – огромная честь».

Роман «Переменная Звезда» будет опубликован издательством Tor в сентябре нынешнего года.

Четверг, 11 мая 2006

 

Коммент, который судя по всему, адекватен:

Все же чуствуется по тексту стиль второго автора - не Хайнлайна. Хотя и типично хайнлайновский юмор местами также присутствует.

Впечатление, что роман не был дописан именно из-за того, что трудно было выразить обьем, ужас и последствия произошедшей глобальной катастрофы. Справился ли с этой задачей Робинсон ? Мне кажется, что не до конца...

До этой книги идею такой катастрофы я не вспомню ни у одного из читанных мной писателей.

 

Прочитаю - выскажу свое мнение. В любом случае "юношеская серия" читается проще и быстрее, чем позднее творчество Хайнлайна.

 

Если понравится, возможно, читну что-нибудь еще "от Робинсона".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Сейчас кстати "Эксмо" выпускает новое собрание сочинений.

Разве?!

У меня дома "валяются" (то есть в любое время, даже если "нет света", могу начать читать) три книги Хайнлайна: "Космический патруль" (6 рассказов, издание 1992 г. и не "Эксмо"), "Тетралогия будущего" (4 романа, издание 2008 г., "Эксмо"), "Фермер в небе" (1 роман, издание 2009 г., "Эксмо"). Так вот: "Тетралогия будущего" и "Фермер в небе" у меня - изданные в разных (!) сериях, и даже по-разному переплетённые: "Фермер в небе" - клееная "книга" (я бы это, не твёрдый переплёт, назвал не книгой), "Тетралогия будущего" - в твёрдом переплёте.

"Космический патруль" я прочитал уже давно (теперь уже забыл, о чём он) и перечитывать не желаю.

"Тетралогию будущего" я бросил читать примерно на 27-й странице.

"Фермер в небе" я читаю в эти дни, пока что он мне интересен, но вот не выветрится ли он со временем, как "Космический патруль"?!

 

А вообще-то - всё равно, кто пишет, главное, как пишет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах